Калмыки в картинах в Войне 1812 года
КАЛМЫКИ В КАРТИНАХ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА
Я продолжаю вести сбор изоматериалов для будущего издания книги «Калмыки в русском и зарубежном изобразительном искусстве». В альбоме «1812 г. Бородинская панорама», выпущенном в Москве в 1982 году, меня заинтересовали три изосюжета, которые связаны с войной 1812 года. В этом году отмечается, как известно, 190-летие Бородинского сражения.
Начнем знакомство с акварельного портрета «Матвей Иванович Платов», нарисованного английским художником Джорджем Доу в 1820-е годы.
Генерал от кавалерии М. И. Платов показан во всем величии, в эполетах, грудь его увешана орденами и медалями. В Отечественную войну 1812 года Платов был атаманом Донского казачьего войска. Неприятелю казаки доставляли немало бед. «Все наши колонны, — писал тогда Наполеон, — были окружены казаками». Страх французов перед казачьими соединениями был настолько велик, что даже известие об их приближении обращало воинов Наполеона в бегство.
Надо отметить, что мало кто из русских генералов был так популярен в Европе, как Платов. Свидетельство тому — исключительные почести, оказанные ему во время пребывания в Лондоне в 1814 году: в его честь тогда были выпущены памятные медали, Оксфордский университет вручил Платову почетный диплом доктора наук.
О второй картине. Иван (Жан) Пьер Жазе в 1810 году создал гравюру «Казаки». В левом нижнем углу картины изображена группа калмыков, которые сидят у костра и о чем-то оживленно беседуют. Вместе с ними мы видим на конях русских казаков и башкиров. Все эти воины атамана М. И. Платова изображены, очевидно, перед началом изгнания неприятеля с русской земли.
Третий изосюжет из этого альбома — акварельная работа французского художника Августа Дезрано, выполненная им в 1827 году.
Здесь запечатлена схватка казаков с отступающими французами. Вместе с казаками в ней участвуют башкиры, калмыки, татары. На переднем плане изображен французский офицер, лежащий на снегу. Это, оказывается, сам автор картины Дезрано — участник похода на Россию. Он изображен в момент своего пленения, после которого остался в России. В своих картинах Август Дезрано показал поражение той самой «великой» армии, в рядах которой он сам сражался.
В заключение обзора несколько слов об Илье Эренбурге. Он хорошо знал русское изобразительное искусство, писал о нем. Об этом можно узнать из книги «Воспоминания», изданной в Москве в 1998 году. На странице 227 второго тома приведен материал об Эренбурге. Оказывается, поэт в предвоенную пору побывал в Берлине. Там тогда была устроена выставка советских мастеров изобразительного искусства. Сейчас некоторые материалы из той выставки (например, погрудное изображение калмычки) экспонируются в Третьяковке.
Немало сюжетов, связанных с калмыцкой темой, можно найти в творческом наследии русских и зарубежных художников. Поиск такого изоматериала мною постоянно ведется.
Иван Борисенко,
старший научный сотрудник КИГИ РАН
«Комсомолец Калмыкии» № 23 (46) 12 июня 2002 г.