От курсанта до командующего фронтом
Шестьдесят лет назад, 17 августа 1944 года, 184-я Духовщинская Краснознаменная дивизия с боями вышла на государственную границу СССР с Восточной Пруссией в районе литовского города Кудиркос — Науместис. Этот исторический факт стал одним из важнейших событий в мире, свидетельствующих о начале разгрома фашистских войск непосредственно на территории противника, о несокрушимой мощи нашей страны и ее Вооруженных Сил, нерасторжимого единства и патриотизма всего многонационального народа СССР.
184-я дивизия генерал-майора Басана Городовикова (тогда ему было 33 года) действовала в составе 5-й армии генерал-полковника Николая Крылова, командующего 3-им Белорусским фронтом генерала армии Ивана Черняховского, молодого командира батальона-2 Георгия Губкина. Они были примерно одного возраста, потому и отношения между ними — высокообразованными военными интеллектуалами сложились доверительные и уважительные.
Городовиков всегда опирался на Губкина, Крылов — на дивизию Городовикова, как на свою гвардию, а Черняховский — на 5-ю армию Крылова.
Звонит как-то Сталин командующему войсками 5-й армии Крылову.
— Здравствуйте, товарищ Крылов. Мне известно, что ваша армия ближе всех сумела подойти к границе. В скольких километрах вы от нее?
— В пятидесяти, товарищ Сталин.
— Какая дивизия в первом эшелоне?
— Сто восемьдесят четвертая. Комдив — генерал-майор Городовиков.
Верховный главнокомандующий помолчал, потом сказал: «Передайте генералу Городовикову, что его я знаю, надеюсь и желаю успеха».
Вскоре, отрезав пути отхода 206-й немецкой пехотной дивизии, дивизия Городовикова разгромила ее, взяла в плен около трех тысяч солдат и офицеров во главе с командиром генералом Хиттером. К середине августа 1944 г. дивизия Городовикова, действуя на главном направлении фронта, приблизилась к государственной границе.
Чем ближе подходили войска 3-го Белорусского фронта к границам 1941 года, тем сильнее сопротивлялись немцы на заранее подготовленных укреплениях. И командующий фронтом Черняховский потребовал от командиров частей и соединений изменить боевой порядок полков — в первом эшелоне вместо двух батальонов ввести в сражение один передовой батальон, а затем на направлениях успеха наращивать удары.
В связи с этим Городовиков решил сделать ставку на 2-й батальон капитана Губкина. Комдив ознакомил комбата с приказом Верховного главнокомандующего «… восстановить государственную границу Советского Союза…» и сформулировал боевой приказ: «… первыми проложить путь к границе с фашистской Германией».
Командир дивизии тщательно отработал с Губкиным предстоящую боевую задачу и дал ему дополнительно минометное, танковое и артиллерийское подразделения для своевременного подавления огневых точек противника. Кроме того, в случае осложнения боевой обстановки по сигналу Губкина Городовиков мог по согласованию с командованием поддержать огнем тяжелой артиллерии и штурмовой авиации. При этом была предусмотрена надежная связь, как проводная, так и по радио, а также сигнальными ракетами.
Батальон капитана Губкина был достаточно подготовлен, с ним следовали капитан Михайлов — командир минометного батальона, капитан Турчак со своими танками, капитан Щербаков с противотанковой батареей. Четыре капитана, четыре молодых и отважных офицера-единомышленника днем и ночью вели тяжелые бои, выручая друг друга.
Сообщение Губкина о том, что их батальону доверено первому водрузить флаг Родины на границе, было встречено воинами всеобщим ликованием. Но до этого дивизии предстояло форсировать реку Неман, а затем и Шешупу, восточнее высотки, на которой находилась граница.
Как всегда Городовиков подавал в бою личный пример. Когда Крылов позвонил генералу и сообщил о том, что хозяин просит ускорить форсирование реки Неман, тот отреагировал мгновенно. Не прошло и получаса, как все пришло в движение. Городовиков возглавил команду пловцов. Вместе с ним находился его адъютант Кулаковский и начальник связи Захаров.
В случае замедления продвижения полков Городовиков приказывал командиру 262 полка: «Поднимай в атаку первый батальон, я подниму второй».
Ровно в 7 часов 30 минут 17 августа батальон Губкина достиг государственной границы СССР. Соединившись с хозяином, командир батальона Губкин доложил: «Боевая задача выполнена, граница СССР 1941 года на моем участке восстановлена. Флягу с шешуповской водой вместе с донесением направляю».
В ходе ожесточенных боев за выход на государственную границу Советского Союза были полностью разбиты пехотный полк, противотанковый дивизион, танковые полки и дивизии. Враг потерял 233 танка, несколько бронемашин, 1058 солдат и офицеров убитыми.
После восстановления границы дивизия продолжала вести тяжелейшие сражения. В критических ситуациях Городовиков вплотную приближал пункты управления к переднему краю. В этих боях он был ранен (за время войны его ранили четырежды).
Вскоре капитан Губкин был награжден американским орденом «Крест за храбрость», а в одной из английских газет появилась статья «Мастер прорыва». В «Правде» были опубликованы очерки подполковника Мартина Мержанова «Граница», Акрама Шарипова «Над Шешупой», посвященные этому историческому событию.
А уже позже, 19 апреля 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза были присвоены генерал-полковнику Крылову, генерал-майору Городовикову, капитану Губкину, старшим лейтенантам Костину и Зайцеву (посмертно).
Однако, по истечении времени, число претендентов на выход первыми на границу стало множиться. Граница-то была протяженностью свыше трех тысяч километров. Необходимо было определить приоритет. И он был найден, о чем поведал известный писатель Константин Симонов, приезжавший к нам в республику в 1968 году.
Симонов обнаружил в военных архивах карту комбата-2, принадлежавшую Губкину, на которой рукой Городовикова была поставлена боевая задача: «… первыми проложить путь к границе с фашистской Германией». Таким образом, выход первыми 184-й Духовщинской Краснознаменной дивизии Городовикова на предвоенную государственную границу стал бесспорным.
Константин Симонов занимался этой проблемой, потому что собирался в третьей книге своего романа «Живые и мертвые» описать этот исторический эпизод. Но, к сожалению, не смог.
После победоносного завершения Великой Отечественной войны Б. Городовикова назначили в августе 1945 года командиром 63-й стрелковой дивизии 5-й армии, которой по-прежнему командовал генерал-полковник Крылов. Это с его согласия и по просьбе Басана Бадьминовича майора Г. Губкина перевели в новую дивизию на должность командира полка.
Дивизия участвовала в военных действиях и на Дальнем Востоке. Губкину Городовиков поручил прорвать укрепленный район севернее населенного пункта Пограничный, там, где были сосредоточены многоярусные оборонительные сооружения по склонам сопок, связанные между собой сетью подземных ходов-сообщений и прикрытые огнем верхних ярусов, а с фронтами — проволочными заграждениями и противотанковыми рвами и надолбами.
Генералы Крылов и Городовиков предложили свой вариант наступления — использовать для прорыва обороны противника внезапность. В ночь на 9 августа 1945 года, в ноль-ноль часов, во время разразившегося ливня дивизия начала штурм, в авангарде которой шел полк Губкина. Под покровом темноты штурмовым группам удалось незаметно просочиться между дотами и ворваться в первую линию обороны и вторгнуться в расположение передового укрепрайона. Утром были введены главные силы дивизии Городовикова, поддержанные артиллерией, штурмовой авиацией и мощной бронетехникой.
После захвата второй линии обороны части 63-й дивизии захватили город Гирин, а Басан Бадьминович стал начальником гарнизона, Таким образом, Городовиков и здесь, на Дальневосточном фронте, применил тактику внезапной, далеко нешаблонной, ночной атаки с использованием погодных условий.
Этот короткий экскурс в военное прошлое Городовикова позволяет сделать и некоторые очень важные выводы.
Во-первых, в годы Великой Отечественной войны ему удавалось достойно выходить из всех сложных ситуаций. Например, в Крыму Городовиков сумел не только сохранить полк, но и превратить его, в условиях окружения, в активную боевую силу, сплотить местные патриотические силы и стать организатором партизанского движения в Крыму, за что он удостоился ордена Красного Знамени и медали партизана Великой Отечественной войны.
Во-вторых, операции разрабатывались по всем правилам военной науки: детально, с четким определением конкретной тактической задачи для каждого подразделения, максимальным усилением штурмующих батальонов танковыми, минометными, артиллерийскими подразделениями. Командир дивизии лично отрабатывал со всеми командирами их тактическое поведение в бою.
В-третьих, комдив придавал большое значение политической работе в армии. Ценил политработников за их умение доводить до каждого воина боевые задачи, подготовить их к сражениям и даже возглавить атакующих. Не случайно наряду с комбатом-2 Георгием Губкиным по представлению Городовикова Героем Советского Союза стал и его замполит Федор Костин.
В-четвертых, Б. Городовиков за 35 лет безупречной службы в Вооруженных Силах прошел путь от курсанта и комвзвода до заместителя командующего военным округом (Прикарпатским).
Ему довелось иметь дело с десятками тысяч воинов, постоянно сталкиваться с их повседневными делами.
Всему этому способствовало блестящее военное и политическое образование, полученные им в академиях им. Фрунзе, Генерального штаба, Военно-воздушных Сил, Высших академических курсах Советской Армии.
В Калмыкию Городовиков прибыл в зрелом возрасте с четкими позициями в вопросах личной ответственности и дисциплины, имея большой опыт общения с людьми и организаторской деятельности.
За двадцать лет работы на посту первого секретаря обкома КПСС Б. Городовикову удалось совершить прорыв в экономике и культуре республики, начиная с ее восстановления. Республика Калмыкия удостоилась трех высших орденов Советского государства.
У Басана Бадьминовича немало орденов, советских и иностранных. Но самой главной наградой для него были всеобщее уважение и любовь народов многонациональной Калмыкии. И пусть же светлый образ этого человека живет и дальше в памяти наших людей, счастью и благополучию которых была отдана вся его жизнь.
Намсинов Илья Евгеньевич, Почётный Председатель Республиканского совета ветеранов войны и труда.
От курсанта до командующего фронтом.
Элиста, газета «Известия Калмыкии» № 163 (3384), 17 августа 2004 года.