Надо вернуть калмыцкую святыню на Родину
Председатель РОО «Калмыцкое землячество» Дакинов Савр Павлович и руководитель буддийского центра «Номин Туг» Мангаев Батр Бадмаевич (Местная Религиозная Организация Буддийский Центр «Номин Туг») намерены вернуть калмыцкую святыню на Родину, об этом сообщает начальник отдела культуры КалмыкияНьюс.
Для этого Дакинов Савр Павлович официально обратился с письмом в Администрацию Президента Российской Федерации (Управление по внутренней политике).
Вот что пишет КОО «Билгин Дала»:
КАК ВЫ, ВОЗМОЖНО ПОМНИТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, В ФЕВРАЛЕ 2015 ГОДА ИЗ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИМ. Г.ПРОЗРИТЕЛЕВА И Г.ПРАВЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИМЕНИ Н.Н.ПАЛЬМОВА БЫЛА ПРИВЕЗЕНА ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ СТАРИННАЯ КАЛМЫЦКАЯ ТХАНКА ЗЕЛЕНОЙ ТАРЫ. ЭТО СОБЫТИЕ СТАЛО ЗНАКОВЫМ ДЛЯ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ, В ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ БУДДИСТОВ, ВЫСТРАИВАВШИХСЯ В ДЛИННЫЕ ОЧЕРЕДИ ОКОЛО МУЗЕЯ, ЧТОБЫ ЛИЦЕЗРЕТЬ УНИКАЛЬНУЮ СВЯТЫНЮ И МОЛИТЬ ЕЕ О БЛАГЕ СВОЕЙ РОДИНЫ.
Монахи центрального хурула приняли тогда участие в торжественном открытии выставки «Зеленая Тара. Чудом спасенная…» и провели церемонию освящения старинной тханки. Историю создания и действительно чудесного спасения этой святыни неоднократно пересказывали множество различных СМИ, в том числе, конечно, и республиканских, поэтому подробно рассказывать об этом мы не будем, лишь вкратце упомянем основные моменты, чтобы освежить память об этом событии, память, укрепляющую нашу кармическую связь с тханкой и самой Тарой.
Тханку вышивали девочки в возрасте от 10 до 14 лет. В течение нескольких лет калмыцкие дети старательно вышивали изображение, и на огромном шелковом полотне, темно-синего цвета шаг за шагом появлялся образ спасительницы. «Зеленая Тара», вместе с двумя другими тханками – вышитой и аппликативной, составляли триптих, украшавший стены хурула в ставке Бага-Тугтуновского аймака Большедербетовского улуса.
Храм был построен в честь 300-летия Дома Романовых по инициативе заведующего всеми хурулами Большедербетовского багши Доржи Сетенова, по чьему указу были приготовлены и тханки. Храм действовал до 1929 года, а затем, местный сельсовет здание хурула передал совхозу. Все убранство, среди которого была тханка «Зеленая Тара», стало инвентарем сельского клуба. В годы Великой Отечественной войны и депортации калмыцкого народа клуб был разграблен, и все содержимое бесследно исчезло. В 1946 году тханка «Зеленая Тара» неожиданно появилась на одном из рынков Ставрополя. Очевидцы рассказывали, что ее продавали как ковер. Деньги просили немалые. Желающих купить ее целиком не нашлось.
Несколько человек уже сговорились купить «ковёр» вскладчину, чтобы потом разрезать его на части. К счастью, на тот момент случайно проходила мимо известный историк, археолог, музейный работник Татьяна Максимовна Минаева, которая в этом ковре признала старинную буддийскую икону. Татьяна Максимовна уговорила не разрезать танку, и смогла обменять ее на две буханки хлеба – цена, по понятиям нищего послевоенного времени, почти немыслимая. Так, эта удивительная женщина спасла для будущих поколений этот уникальный шедевр, созданный калмыцкими девочками на калмыцкой земле более века тому назад. С 60-х годов 20 века Зеленая Тара экспонируется в зале этнографии Ставропольского Государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве.
За время экспозиции тханки в Национальном музее Калмыкии им. Н.Пальмова в 2015 году десятки тысяч верующих республики обращались к покровительствующему божеству со своими молитвами. По просьбам верующих и сотрудников музея выставка была продлена до декабря 2015 года. За это время даже появилась хорошая традиция, регулярно, два раза в месяц, в День бодхисаттвы Зеленой Тары проводить возле тханки обряд восхваления божества. За время нахождения тханки «Зеленая Тара.Бодхисаттва» в Национальном музее им. Н.Пальмова, музей стал местом настоящего паломничества и преклонения десятков тысяч буддистов Калмыкии.
Но выставка закончилась и тханка вновь была увезена в Ставропольский музей. Буддийское сообщество Калмыкии изъявило желание вернуть святыню на родную землю. Тогда руководитель буддийского центра «Номин Туг» Батр Мангаев, от имени верующих обратился к тогдашнему главе города Элисты, председателю Элистинского городского Собрания пятого созыва Вячеславу Намруеву и министру культуры и туризма республики Хонгору Эльбикову с просьбой оказать содействие в передаче тханки «Зеленая Тара. Бодхисаттва» в Национальный музей им. Н.Пальмова на постоянное хранение.
В свою очередь сити-менеджер и министр культуры направили руководству Ставропольского музея-заповедника письма с просьбой о передаче «Тары» в республиканский музей, с такой же просьбой выступала и заместитель директора Национального музея РК имени Н.Пальмова Ирина Долгина, на что пришел ответ главного главного хранителя фондов ставропольского музея-заповедника Н.А. Гальфингера. В письме, в частности, говорится следующее:
«Ведущие специалисты нашего учреждения пришли к совместному решению о нецелесообразности экспонирования буддийской иконы «Зеленая Тара» за пределами музея-заповедника в ближайшие годы по следующим причинам.
Данный музейный предмет является уникальным памятником истории буддийского культа калмыцкого народа, декоративно-прикладного искусства многонациональной Российской Федерации, и Ставропольский государственный музей-заповедник в полной мере осознает свою ответственность за его сохранность. Икона «Зеленая Тара» выполнена более ста лет назад из таких непрочных материалов как тонкий шелк и шелковые нити.
В 2015 году при обеспечении в Национальном Музее Республики Калмыкия имени Н.Н.Пальмова выставки «Зеленая Тара. Чудом спасенная…» были предприняты все меры для ее сохранности… мы уверены, что нашу озабоченность в этом отношении полностью разделяют коллеги – хранители и реставраторы Национального Музея Республики Калмыкия. … Музей-заповедник ценит совместное сотрудничество с Национальным Музеем Республики Калмыкия имени Н.Н.Пальмова и открыт для участия в любых совместных музейных, музейно-туристических проектах, связанных с иконой «Зеленая Тара» без ее демонтажа и перевозок в ближайшие годы»
Один тот факт, что «Данный музейный предмет является уникальным памятником истории буддийского культа КАЛМЫЦКОГО НАРОДА…» является очень веской причиной для передачи, а точнее возвращения уникальной тханки на территорию республики, хотя бы в Национальный музей. Не говоря уже о том, что для верующих Калмыкии тханка «Зеленая Тара» не просто уникальный памятник или произведение искусства, а настоящая живая святыня и, конечно же, должна храниться в хуруле, чтобы мы с вами могли в любое время приходить к «Зеленой Таре» и обращаться к ней с молитвами.
Кроме того, стоит отметить еще один факт. По окончании выставки «Зеленая Тара. Чудом спасенная…» из Ставрополя за ней приехали не специалисты музея, а молодой парень, в виду своей профессиональной деятельности, далекий не только от буддизма, но и вообще от культуры и истории в целом. Этот молодой человек, приехавший за тханкой на старом, готовом в любую минуту развалиться автомобиле, по незнанию своему готов был свернуть священную реликвию как ковер (как и в далеком 1946 году на одном из рынков Ставрополя) и, закинув в багажник, отправиться восвояси. Ни о каких «мерах для ее сохранности», о которых упоминает Гальфингер не было и речи. Сотрудники Национального Музея, конечно же, не стали отдавать тханку этому молодому человеку, а нашли людей, которые смогли сопроводить святыню в Ставропольский музей-заповедник полностью обеспечив ее сохранность и безопасность. (записано со слов представителя страховой компании)
В том, что во время транспортировки тханки обратно в Ставрополь чуть было не случилось непоправимое, несомненно, не виноваты все сотрудники музея. Большинству людей, к сожалению, свойственно стереотипное мышление и многие сейчас могли бы начать плохо думать не только о музейных работниках Ставрополя, но и в целом о жителях этого замечательного края. Но им то мы как раз таки должны быть благодарны.
В первую очередь, благодарны замечательному историку и краеведу, сотруднице Ставропольского музея Татьяне Максимовне Минаевой, спасшую для нас всех священную реликвию калмыцкого народа. Также стоит отблагодарить реставраторов и хранителей, восстановивших яркость красок тханки и сберегавших ее все эти годы, да и вообще всех, кто хоть как-то причастен к ее судьбе и, тем более к прошедшей выставке, подарившей верующим республики надежду на ее возвращение.
Но, вернемся к нашему повествованию. (Несомненно, данный пост можно будет считать историческим документом, спустя многие годы).
Получив неудовлетворительный ответ, руководитель буддийского центра «Номин Туг» Батр Мангаев, не стал опускать руки. С просьбой оказать содействие в этом вопросе Батр Мангаев обратился к Председателю Правления региональной общественной организации «Калмыцкое землячество» Савру Дакинову.
Дакинов Савр Павлович хорошо известен жителям республики как ярый защитник исторического прошлого калмыков и патриот своего народа. Он неоднократно выступал истцом против федеральных телеканалов, допускавшим в своих эфирах непрофессиональные оплошности в адрес калмыцкой нации. И в этом вопросе Дакинов Савр Павлович сразу же отреагировал на обращение Батра Мангаева.
На фото: Дакинов Савр Павлович, Председатель РОО «Калмыцкое землячество»
Савр Дакинов направил официальное письмо в департамент по взаимодействию с религиозными организациями Управления по внутренней политике Администрации президента Российской Федерации, неоднократно встречался с сотрудниками департамента, вел переговоры, объясняя важность передачи тханки калмыцкому народу. Отклик в сердцах сотрудников департамента был найден.
После долгих переговоров и официальных обращений через Администрацию Президента к Правительству и министерству культуры Ставропольского Края, дело, наконец, сдвинулось с мёртвой точки. Вернуть тханку в Калмыкию пока никто не обещал, но и категорических отказов в перевозке и экспозиции в Калмыкии по надуманным причинам, уже нет. Более того, министр культуры Татьяна Лихачева приняла решение организовать выставку еще раз, о чем уведомила Савра Дакинова.
Но, как говорил Чингис хан, достоинство любого дела в его завершенности. Поэтому всем тем, кто радеет за возвращение великой святыни на родную землю не стоит расслабляться, а тем более, опускать руки. Только вместе мы сможем решить эту проблему. А пока, к сожалению, алтарь надежды на возвращению этой и других святынь калмыцкого народа продолжает оставаться пустым.
Санал МАНДЖИЕВ
P.S. Данный текст должен быть опубликован в виде газетной статьи на страницах официального печатного издания республики. Однако, в силу причин свойственных некоторым калмыцким чиновникам статья не прошла цензуру. Многое бы пришлось вырезать из текста, прежде чем статья оказалась бы на страницах газеты. Как и прежде, не стоит искать врагов вне, если они есть внутри калмыцкого общества. И возвращение священной реликвии «кое-кто» хочет обратить в политическую выгоду занижая заслуги действительных патриотов. Будем следить за продолжением истории всячески содействуя положительному исходу! История вершится сейчас!
(Текст статьи КОО «Билгин Дала» от 26 июня 2017 года) подробнее