Степные амазонки — калмыцкие девушки взялись за древнее оружие
Как из лука попасть в жилку и драконье яйцо
Степные амазонки — калмыцкие девушки взялись за древнее оружие.
На Юге — там где живут потомки великих монгольско-ойратских воинов — в Республике Калмыкия — у калмыцких женщин появилось новое увлечение. Вернее, хорошо забытое старое. Они все чаще берутся за луки и стрелы и на элистинском лукодроме или на соревнованиях, побеждают мужчин в состязаниях в непростой традиционной стрельбе.
Фунтаж для стрелка
Цагана Кукшова, впервые взявшая в руки лук лишь год назад, уже стала победительницей нескольких турниров, проходивших юге России.
Недавно в Железноводске Цагана вновь заняла первое место среди лучников на турнире «Железные люди-2018». Для этого ей пришлось сначала расстрелять мишень в виде трехглавого дракона, а на заключительном этапе состязаний попасть с 20 метров в небольшое «драконье яйцо».
— Наверное, все началось еще в детстве, когда я ходила с отцом на охоту. В семь лет я взяла в руки ружье, но уже тогда хотелось попробовать лук. Долго не получалось. Сначала училась, потом работала, потом воспитывала детей. Но в прошлом году на Фестивале тюльпанов увидела, как стреляют лучники, не выдержала, подошла к ним, и закрутилось, — рассказывает Цагана, поглаживая на руке след, оставленный оперением тысяч выпущенных стрел.
Она стреляет из традиционного оружия степных кочевников — монгольского лука, такого же, которым много веков назад пользовались ее предки. Но, как оказалось, найти в Калмыкии мастера, способного сейчас изготовить «исторический» лук для конкретного стрелка, непросто. Такой специалист живет в Волгограде.
— Он делает луки по нашим эскизам и с учетом фунтажа каждого лучника. Фунтаж — это сила натяжения, комфортная для стрелка и достаточная для того, чтобы пустить стрелу с необходимой силой. Если тетива слишком тугая, стрелок быстро устаёт, а если слабая — стрела не полетит далеко и точно. Перед изготовлением лука специальным прибором определяют, какой фунтаж вытягивает стрелок. У меня, например, он составляет 35 фунтов. В среднем для женщин-лучниц делают луки с силой натяжения от 30 до 38 фунтов. И от жительниц Калмыкии действительно в последнее время поступает все больше и больше заказов, — поясняет Цагана.
Зов предков
Сейчас в Калмыкии стрельба из лука популярна не только у взрослых. Для детей тоже открыли бесплатную секцию. Кстати, считается, что калмыкам проще освоить этот вид спорта благодаря особой генетической памяти. Дальность стрельбы зависит от силы натяжения тетивы. Из слабенького лука можно послать стрелу максимум на 100 метров. Рассказывают, что в Монголии живет мужчина, который из своего лука пускает стрелу почти на километр. Наверное, тетиву такого оружия натянуть очень сложно. Для национальной стрельбы используются специальные перчатки и особое монгольское кольцо, которое надевается на палец и подцепляет тетиву. Чтобы точно послать стрелу, нужно сосредоточиться и выдохнуть, а потом стрелять. Но долго держать натянутый лук не рекомендуется — устаёт рука. И нельзя спускать тетиву без стрелы, иначе вся энергия уходит в лук, и он может сломаться.
Луковая медитация
Соревнования лучники-традиционалисты, как правило, проводят за свой счет, на призах тоже не зарабатывают.
Почему же калмыцкие женщины готовы отрывать время от семьи и работы, чтобы практиковаться в стрельбе?
По словам Цаганы, с одной стороны, это зов крови, поскольку в старину женщины степи нередко участвовали в сражениях вместе с мужьями, а с другой — желание возродить почти забытое искусство традиционной стрельбы из лука и вдохновить своим примером мужчин.
— Я родом из поселка Эвдык Кетченеровского района. Наш поселок называют сердцем Калмыкии. Здесь особенно бережно хранят калмыцкий язык и культуру. Но мне кажется, этого недостаточно. Я и выбрала традиционный лук и выступаю на соревнованиях в национальной одежде, — рассказывает Цагана.
По ее словам, у женщин-лучниц есть преимущество перед сильным полом. Они не столь эмоциональны и более сдержанны. А сама стрельба вызывает у нее чувство, близкое к медитации. Цагана признается, что, размеренно выпуская на лукодроме одну стрелу за другой, она никак не может остановиться. Зато потом уходит со стрельбища спокойная и умиротворенная. И правда, даже в разговоре Цагана — само буддийское спокойствие.
— По легенде амазонки прижигали грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука, — пытаюсь спровоцировать собеседницу.
— Наши мужчины тоже часто спрашивают, не мешает ли нам грудь, — улыбается лучница. — Но калмычки от природы не пышногрудые. Кроме того, есть специальные утяжки, которые можно использовать с другим снаряжением для стрельбы — защитными крагами и напальчниками для правильного спуска тетивы.
Бескровная охота
Одним из распространенных состязаний лучников-традиционщиков из разных регионов является 3D-охота.
Организаторы расставляют в лесу объемные мишени в виде зверей, птиц и даже крупных насекомых (например, пауков тарантулов) в натуральную величину. Задача идущих по лесу лучников — заметить мишень, первым выпустить в нее стрелу и не промахнуться. При этом никто не знает, где и какая мишень находится, что приближает состязание к настоящей охоте, только без крови и жертв.
Кстати, в Калмыкии и Монголии до сих пор некоторые опытные лучники ходят со своим любимым оружием на охоту, предпочитая стрелу пуле, пишет «Российская газета». Поклонники традиционной стрельбы уже задумались о возрождении навыков стрельбы из лука с лошади. Для этого необходимо не только быть метким стрелком, но и хорошо держаться в седле.
Заветная жилка
Мишенью в традиционной стрельбе из лука у калмыков является сур, разноцветные войлочные полувалики-полукубики высотой примерно 12-15 сантиметров. По краям стоят коричневые кубики махн (мясо) и синие — ясн (кость), а в центре — красная мишень — ласти (жилка). За попадание в ласти стрелок получает три очка, за попадание в ясн — два, махн принесет только одно очко. Стрельба ведется стрелами с тупыми деревянными наконечниками. По словам опытных лучников, выбить ласти даже с 30-40 метров очень непросто.
Текст: Руслан Мельников
Российская газета