Кирсан Илюмжинов: Размышления о Будде, Сунь-цзы и путешествиях
Кирсан Илюмжинов не может остановиться: он же сын кочевого народа, поэтому все время в дороге. Считает, что у дороги должна быть цель, чем неосознанно спорит с некоторыми другими авторами этого номера. Пользуется авторитетом китайского полководца Сунь-цзы, чтобы доказать эту мысль. А нам только этого и надо.
Как сын кочевого народа, я воспринимаю дорогу не просто как неотъемлемую часть жизни, но как саму жизнь. Поэтому для меня важно не только то, куда она ведет. Что именно важно для меня — расскажу чуть позже.
Не подсчитывал, но, навскидку, треть времени я точно провожу в дороге. Больше ста стран в год. Каждые три дня — новая страна. Будет досуг — поделюсь лайфхаками скоростной акклиматизации или организации работы мобильного офиса. Но сегодня хотелось бы о другом.
Когда именно люди стали уделять особое внимание дорогам, пожалуй, не знает никто. Не исключено, что очень скоро после того, как началось великое расселение человека из Африки. По крайней мере, понятия «дорога, путь», связанные с ними ценности — очень древние.
Подспудно подразумевается, что любая дорога должна иметь свою цель. И очень желательно, чтобы эта цель была достойна затраченных на нее усилий. Недаром же мы любим повторять ленинское: «Верной дорогой идете, товарищи». Или, наоборот, осуждая кого-то: «Сбился с верного пути».
Считается, что отправиться «за семь верст киселя хлебать» довольно обидно. То есть вроде из отправной точки цель казалась весьма заманчивой, а по ее достижении выяснилось, что и стараться не стоило. А уж «пойти туда, не знаю куда» и вернуться с добычей можно только при большом везении.
Все так, все верно. Как говорил китайский полководец Сунь-цзы, «стрела, не имеющая цели, не пробьет даже тонкий шелк». Поэтому мы так заботимся о том, чтобы наши дети своевременно сделали верный выбор, поставили себе достойную цель. Поэтому тщательно выбираем, где и чему им учиться. Звериные тропы так же отличаются от высокоскоростных автобанов с развитой придорожной инфраструктурой, как приходская школа от современного университета.
Мы считаем, что жизнь удалась, если четко знаем, к чему стремимся, и видим, что двигаемся к цели достаточно быстро и комфортно, не подпрыгивая на ухабах, не проваливаясь в колдобины. И желательно не в колее, вслед за более успешными — хотя даже и такое продвижение устраивает многих.
Каюсь, я и сам большую часть жизни придерживался подобных взглядов. Ставишь цель — надо ее достичь. Как? Вот — поезд: быстро, комфортно. Так, уже неплохо. А вот — автомобиль, на хорошей трассе 140 километров в час, и никаких тебе стоянок по два часа на вокзале. Замечательно. Самолет: только поднялся в салон, только глаза прикрыл — а все, уже прилетели. Отлично!
Действительно ли отлично? Ну да, ты быстро и эффективно добрался к цели путешествия и первым вцепился в нее, но стал ли ты от этого лучше? А что за попутчики у тебя были — помнишь? Вот тот старичок что-то умное, кажется, говорил — но что именно?
«Вы, — говорят тебе, — миновали прекраснейшие по своей архитектуре города и живописные природные пейзажи». Что, правда? А ты и не заметил. Нельзя ли вернуться, посмотреть? Нельзя. Будет уже все другое. Другая архитектура и другие пейзажи.
Любой человек, верующий в Высшее сознание, — христианин, буддист или мусульманин — знает, что ничего не происходит само по себе. Если Господь или Судьба посылают тебе некую встречу, довольно глупо полагать, что произошло это случайно и ничего не значит. А раз так — разумно ли на всех парах проскакивать мимо этой встречи?
Я — потомок кочевого народа и буддист по убеждениям. Поэтому мне близок и понятен пример принца Сиддхартхи Гаутамы, отправившегося в странствие по дорогам Индии в поисках Истины. В конце концов он познал Истину, прошел Просветление и уже в новом качестве получил имя Будда Шакьямуни.
Любой интересующийся может легко найти историю просветления Будды. Я же хочу заметить только, что оно в значительной мере стало результатом его странствий. И более того, просветлением Будды его странствия не закончились.
Известно, что Будда получил выбор: он мог навсегда погрузиться в нирвану или вернуться к людям. И, приняв решение поделиться с земляками своим знанием, дающим вечное блаженство, он до конца своего земного пути странствовал по индийским городам и весям, приостанавливая свои путешествия только на период дождей. Считается, что так он стремился как можно шире распространить свое учение — но, может быть, в то же время он учился и сам? Мне кажется, иначе и быть не могло.
Я умышленно упустил из виду то, что странствия Будды начались довольно поздно — в 29 лет. До этого времени, согласно легенде, родители всячески старались изолировать принца от внешнего мира. В его распоряжении были все мыслимые блага — но только в пределах дворцовой ограды. И тем не менее, говорит предание, Гаутама опережал своих сверстников в духовном и интеллектуальном развитии.
Будда сам, по собственной воле покинул золотую клетку. Ну так потому он и Будда. А многие ли из нас находят в себе силы вырваться из зоны комфорта и выйти на дорогу, путь, который, возможно — только возможно! — приведет нас к чему-то важному? Не думаю, что таких смельчаков много. Поэтому часто Судьба посылает нам нечто, что (с нашей точки зрения) может выглядеть как катастрофа. Но в действительности это шанс.
Просто всему должно быть свое время. Иногда действительно стоит поторопиться, чтобы успеть к цели первым — если в ней заключен понятный вам смысл. Но однажды вам неминуемо придется сбавить темп и ответить себе на простой вопрос: а точно ли мне надо в пункт Б, да еще так спешно?
В общем, самое главное, что я сумел постичь, заключается вот в чем: дорога — величайшее благо, дарованное нам свыше. Дорога, какой бы длинной она ни была, — это способ познать жизнь и узнать много нового. С этой точки зрения прогресс, подаривший нам скорость, с которой мы мчимся по любым дорогам, стремясь достичь намеченных целей, только уводит нас от них.
Мы засыпаем в одном городе, сев в самолет, а просыпаемся в другом. Что в этом хорошего? Что мы знаем о дороге, о проделанном пути? Только то, что пролетели полмира и ничего не поняли. Мы не узнали своих попутчиков, мы не заметили, как прекрасна природа вокруг. Мы привозим из путешествий магнитики на холодильник. И это — все наши впечатления. Наши воспоминания о дороге, которую мы не познали.
Я не ретроград. Я не за то, чтобы люди ездили на телегах. Я лишь о том, что дорога — это не просто отрезок пути из пункта А в пункт Б. Если все сделать правильно, то в пункте Б нас обязательно будет ждать приз. Мы получим его, только если будем как дети относиться к дороге. Как к благу, как к удивительному приключению, как к неизведанному чуду.
Эх, дороги!.. Это не только пыль да туман…
На фото: Золотая обитель Будды на Юге — в Республике Калмыкия.
Колонка Кирсана Илюмжинова опубликована в журнале «Русский пионер» №84.