Подготовка к калмыцкому празднику Цаган Сар
Подготовка к калмыцкому празднику Цаган Сар. К празднику Цаган Сар и сейчас, и в древности готовились самым тщательным образом. Приобретали новые одежды, приводили в порядок старые. Убирали и украшали кибитку. Заготавливали продукты, пекли боорцоги, обладавшие большой смысловой значимостью.
Например, борцоги «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением.
Аналогичную роль выполняли боорцоги «кит», форма которых напоминала часть конских внутренностей, и борцоги «өвртө тоhш», символизировавшие крупный рогатый скот.
Боорцоги «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из варёных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» (буквальный перевод: насекомые).
Борцоки «Җола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А, поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьёй, а также иметь защиту от врагов.
Среди донских калмыков особенно любим был вид боорцогов «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Дееҗин боорцг».
Боорцоги в виде солнца — «целвг» — цельная лепешка с защипами по краям, готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееҗ.
Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные боорцоги.
Например, боорцг целвг округлой формы служил символом солнца, а солнцу отводилось значительное место, в ходе этого праздника. Другим боорцогам придавали вид животных, птиц или их внутренних органов: хуц — баран, шовун — птица… Боорцоги, по форме напоминающие кишки разных животных, — җола, мошкмр, кит.
В зависимости от смыслового содержания вкладываемого в боорцоги, менялся социально-возрастной адресат тех, кому они предназначались. Так, целвг и кит преподносили только пожилым, уважаемым людям, тоhш, хорха-боорцг отдавали детям и т. д.
История Калмыкии