Бизнес и производство сувениров в России и Калмыкии
Российская газета
Парадоксальная ситуация сложилась в Калмыкии: Производство сувениров в Калмыкии и России. Колоритный регион вполне оправданно делает ставку на привлечение туристов, но при этом рынок местных сувениров и предметов народного творчества, который теоретически должен развиваться параллельно с турбизнесом, стагнирует. В результате гостям степной республики порой бывает попросту нечего увезти с собой на память, кроме китайских или монгольских изделий.
Изготовление национальных костюмов или сувениров — процесс трудоемкий и затратный. А продать такие изделия ремесленникам сложно.
Как отмечают эксперты, калмыки традиционно обеспечивали себя всем необходимым для кочевой жизни, и раньше в степи жили настоящие мастера по обработке кожи, валянию войлока и изготовлению национальной одежды. Но со временем многие из этих навыков были утрачены за ненадобностью. Технический прогресс сделал их ненужными задолго до того, как региональные власти задумались о развитии туризма. Однако потенциал для восстановления этой сферы ещё есть.
— Приезжающие к нам туристы хотят видеть, что и как изготавливают местные мастера. Однако настоящих ремесленников в Калмыкии приходится разыскивать. Мы составили список таких специалистов. В нем чуть больше 100 человек. Но в качестве предпринимателей из них зарегистрированы только шестеро, причем официальное направление их деятельности не связано с ремеслами. Чтобы не потерять то, что есть, мы организовали обучающие мастер-классы, на которых умельцы передают свои навыки, — рассказывает директор государственного республиканского туристского информационного центра Ушанова Любовь Александровна.
От желающих обучиться традиционным ремеслам на мастер-классах не было отбоя, причем самыми востребованными оказались непростые курсы золотых вышивальщиц. Любопытно, что на занятия приходили молодые люди, многие из которых окончили престижные московские вузы и получили перспективные специальности совсем в других сферах, пишет Российская газета. Небольшие (а иначе передать навыки мастерства просто невозможно) группы не могли принять всех потенциальных учеников. Однако развивать бизнес народных промыслов калмыцкая молодежь не спешит. Слишком сложно конкурировать с привозной сувениркой, которая стоит копейки, но на самом деле не имеет ничего общего с Калмыкией.
Производители сувениров в России
— Вот конкретный пример: наша мастерица делает небольшие сидушки-подушечки из войлока. На изготовление одного такого изделия уходит минимум четыре дня даже при ее невероятной сноровке. Но выставить свою продукцию на продажу мастерица может максимум по 500-600 рублей. Иначе ее не купят. И что на этом можно заработать? Или вот наша национальная головоломка нярн шиндж. Ее себестоимость — 900 рублей. Чтобы продать такое изделие, мастер может накинуть максимум еще 100 рублей. Разве это заработок? Сами ремесленники говорят, что порой заказать и изготовить в Китае сувенир по их эскизам проще и дешевле, даже с учетом логистических расходов. Китайская продукция получается дешевле также за счет больших объемов и низкого качества материалов. В отличие от привозных сувениров изделия народных промыслов мастер должен изготовить из местного материала. Но шерсть мы уже не валяем, кожу не выделываем. Получается, действительно выгоднее покупать в Китае сувениры за 50 рублей и продавать их у нас за 300 рублей. Ну или выдавать за калмыцкую продукцию монгольский товар. Я, кстати, пыталась разобраться, как с такой ситуацией справляются в других регионах, где развиты народные промыслы. Оказалось, что в Дагестане, например, стоимость электроэнергии в два раза ниже, чем у нас, что ощутимо снижает издержки мастеров. Кроме того, в других регионах действуют министерства и комитеты, которые целенаправленно занимаются развитием туризма в связке с народными промыслами, — рассказывает руководитель государственного республиканского туристского информационного центра Ушанова Любовь Александровна.
Чтобы хоть как-то стимулировать калмыцких мастеров, в Республике Калмыкия ввели грантовую поддержку.
Небольшие суммы, 250 000 рублей, расходуются в основном на покупку сырья и оборудования. Такие гранты уже получили ремесленники, изготавливающие войлочные изделия и традиционные калмыцкие музыкальные инструменты. Но подобных примеров единицы, и выделяемых из небогатого республиканского бюджета ресурсов пока не хватает, чтобы в полной мере поддержать развитие местных ремесел.
Гранты на развитие народных художественных промыслов в размере 250 тысяч рублей получили два предпринимателя Калмыкии — Делгер Адьяева и Гаджимурадова Саният Юсуповна.
Информация министерства: Как получить гранты на развитие народных художественных промыслов
— Я, например, даже не надеюсь на получение гранта, — признается местная мастерица и руководитель общественной организации развития народных художественно-прикладных ремесел «Город мастеров» Елена Киштанова. — Сейчас таким, как мы, можно рассчитывать только на себя. А ситуация на рынке сложилась непростая. Да, после снижения курса рубля несколько подорожали китайские и монгольские сувениры, и некоторые торговцы даже закрыли свой бизнес. Но ведь и цена материала, который используют калмыцкие ремесленники, тоже выросла. Даже покупку оборудования сейчас нужно тщательно обдумывать и просчитывать. Например, если приобретать технику для обработки кожи и меха, нужно учитывать, что это сырье в основном завозится из-за рубежа и стоит очень дорого, а значит, производство окажется нерентабельным и дорогостоящее оборудование будет простаивать без толку. Нужно оценить и конкуренцию с другими регионами. Недавно я была в Москве на конференции по народным промыслам. И там эксперты-искусствоведы говорили о том, что, хотя войлоковаляние для республики традиционное занятие, мы уже слишком отстали в этой области от других регионов, продукцию которых хорошо знают туристы. Поэтому, хорошенько подумав, я в итоге решила заняться вышивкой.
Что привезти в подарок из Калмыкии
Некоторые калмыцкие мастера и вовсе вынуждены были сменить сферу деятельности. Например, Людмила Мошулдаева, занимавшаяся изготовлением кукол, оставила это неприбыльное занятие и теперь помогает другим художникам, открыв частную галерею.
На фото: Сувениры «Куклы с колокольчиком»
— Каждый мастер сидит дома, самостоятельно что-то делает и в одиночку пытается реализовать свою продукцию. При этом с интернетом многие не дружат, продвигать товар в Сети не умеют или не хотят. Да и непросто это. У меня бизнес в интернете не пошел. Просмотров было много, а покупок — мало. Выезжать на ярмарки и выставки — слишком дорогое удовольствие, и подобные поездки не окупаются. Без поддержки властей заниматься этим смысла нет, а республика оплачивать мастерам взносы за участие, проезд и проживание не может. В общем нужно было что-то менять, поэтому я решила открыть галерею. Начала с десяти квадратных метров, потом увеличила площадь. Сейчас есть небольшое пространство, где наши художники и мастера могут выставлять свои произведения. Причем речь идет именно об изделиях, изготовленных в Калмыкии. Это принципиально, — говорит Людмила Мошулдаева.
Еще одной проблемой калмыцких ремесленников с недавнего времени стали споры об авторском праве в сфере народных промыслов. Уже были неприятные инциденты, когда мастера, участвовавшие в масштабных выставках, узнавали среди продукции своих коллег-конкурентов собственные работы. Поэтому сейчас ремесленникам настоятельно рекомендуют фиксировать авторство любыми возможными способами. Например, с помощью поэтапной фотосъемки поделки в процессе ее изготовления.
На фото: Юрта-отель «Пять миллиардов звезд» в Калмыкии
Руслан Мельников
Российская газета — Экономика Юга России № 71(7829)
rg.ru